Повелители стихий


XI Всероссийский фестиваль “Гольфстрим России – 2011” прошел во второй половине апреля в поселке Небуг, что под Туапсе, в котором приняли участие молодые брейкеры из Москвы, Астрахани и Краснодарского края и других регионов. Ребята продемонстрировали не только отличную пластику, но и хорошую физическую и акробатическую подготовку.

У альтернативной хореографии (брейк-данса) сложилась непростая, но интересная судьба в России. Он к нам попал из Америки как уличный танец бедных кварталов, благополучно прирос на нашей почве и приобрел новую форму на уровне Эвереста. Конечно, Западные страны всегда были впереди всей планеты, главной действующей лабораторией танца. Но в нашей стране появился научный подход, разработаны специальные методические системы и безопасные танцевальные покрытия.

В этом году фестиваль “Гольфстрим России” сильно отличался от предыдущих: был более сложным, но менее драматичным. Организаторов привлекала кастинговая система просмотра “выступил – ушел”, направленная не на “тусовку”, как это принято, а на профессиональный результат и рост участников. В ходе соревнования – батлов, в которых сражаются две команды, судьям предстояло решить, кто может показать больше и лучше хороших фишек и движений, и кто “не сдается” в танце раньше времени. Любопытно, что в среде танцоров считается не престижно – повторять одни и те же движения противников. Команды их тут же публично высмеивают на сцене. Для того чтобы оттачивать мастерство, нужно тренироваться по нескольку часов в день, порой семь дней в неделю!


В номинации «Открытие России» в командном зачете Гран-при получил коллектив Soul Rhyme Crew из Москвы. Лауреатами 1-й степени (2-е место) стали астраханцы - команда Blockheadz. Лауреатство 2-й степени (3-е место) в этом году досталось команде Simple Style Crew из Туапсинского района, поселка Джубга. Лучшей шоу-программой стало выступление Blockheadz из Астрахани.

Председатель Профессиональной лиги брейк-данса России Валерий Кутузов стоит у руля “Гольфстрима” с 2000 года. Стоит отметить, что он также проводит мощную образовательную работу с детьми в своей студии на Дубровке. “На набор танцевальной группы уходит неделя максимум, - говорит Валерий Кутузов, - Причем родители готовы платить за образование и обучение своих любимых чад. По статистике из десяти человек продолжают заниматься брейк-дансом два или три ребенка. Я беру в группу детей не младше 10 лет, а приоритет отдается детям – 11, 12 лет. Дело в том, что учебная программа рассчитана на два года, а дальше подросток в более осознанном возрасте идет либо на профессиональную ступень, либо просто бросает занятия, получив хороший опыт в виде тренинга и физической подготовки. С точки зрения медицины я доказал на научном уровне, что брейк-данс (альтернативная хореография) – это полезно, нужно и в основе танца лежит, прежде всего, здоровый образ жизни без наркотиков, курения и пьянства”.

Правда, в российских школах сегодня есть другая серьезная проблема – появилось слишком много “самоучек” и самопальных студий брейк-данса. Они расклеивают свои объявления повсюду, договариваются со школой и тренируют ни о чем не подозревающих детей в спортзалах без всякого спецпокрытия и даже элементарной техники безопасности. По слухам, такие студии собирают с так называемых “учебных занятий” и “мастер-классов” огромные деньги и делятся, например, с директором школы. “К сожалению, сегодня это повально. Брейк-данс уже давно стал бизнесом, - считает Валерий Кутузов, - Но почему-то многие преподносят это как танцульки несерьезные. Это очень серьезно. И измеряется в больших денежных средствах”. По некоторым данным на проведение одной акции или мероприятия в формате брейк-данса (альтернативной хореографии) по молодежной политике выделяют самое малое - 100 тыс. из государственного бюджета. Поэтому организация и подготовка специалистов, а также бытовых условий для их занятий должна непременно улучшаться и стать более качественной. Есть много сложностей, с которыми сегодня нужно работать.

Подустав от танцев на улице и скопив кое-какой денежный и танцевальный капитал, команды отправились покорять серьезные конкурсы вроде “Гольфстрима”. Елизавета Шестопалова, она же Коса, пришла в брейк-данс из спортивной гимнастики. Мастер сетует, что среди женского крыла представителей брейк-данс движения на порядок меньше чем среди мужского, потому что это сложный вид искусства. Нужна хорошая физическая подготовка. Дома есть риск пять-шесть раз удариться головой об шкаф и разбить любимую мамину хрустальную люстру. Сама Лиза любит трудности, спорт и нелегкую жизнь би-герлш в России. “Мальчишки и более взрослые парни, когда слышат слово “танец” сразу представляют себе классику вроде балета и плюются от нее. Но когда они видят брейк-данс, все меняется, - рассказывает Елизавета, - Это их потрясающе развивает физически, и эстетические качества воспитывает, что для подростков “опасного возраста” особенно важно. Брейк-данс занимает у них дико много времени. Я вижу, как дети живут этим”.

Почти у всех брейкеров фестиваля есть свой псевдоним. В молодежной культуре это принято, чтобы, во-первых, легче запомнить своего кумира и, во-вторых, если есть от кого-то негативная энергетика, то она идет на эту кличку, а не на конкретного человека. Псевдоним выступает, так сказать, в роли защиты. Выяснилось, что имя Топор производит на публику большее впечатление, чем, скажем, Петя Иванов. Танцоров на какое-то время оставляют в покое, позволяя нести культуру в массы.

При оценке участников судьи, в числе которых был Валерий Кутузов, мастер Елизавета Шестопалова и танцевальный критик Александр Геннадьев обращали внимание в первую очередь на технику, артистизм, и идею номера. Поскольку многие ребята еще не владеют законом драматургии, то некоторые в ходе соревнования забыли о главном – названии выступления или теме номера. Но были и приятные моменты. Московская команда Soul Rhyme Crew, завоевавшая Гран-при, блеснула своими броскими костюмами и техникой танца. Ребята на высокой ноте раскрыли тему “Повелитель стихий”. И в самом деле, чего только они не вытворяли: вращались на голове, прыгали на руках, принимали неестественные позы в длинных черных плащах... Сами же участники признались, что цены на костюмы не должны бить по карману и выделяться нарочитой театральностью. В брейк-дансе прежде всего важна эстетика, чувство стиля. Раскроем секрет: если речь идет о командном выступлении, то можно ограничиться недорогими черными штанами и майками, которые на сцене будут отражать настроение и выглядеть единым целым.

Буквально на пятки победителям наступала команда из Астрахани Blockheadz. Эта отечественная команда работала на европейском уровне. Они выступили на сцене с “открытой душой”: показали мини-спектакль про маленького мальчика “Марио”, вдохновленные детской игрой. “На фестивале мы получили не соперников, а друзей, - рассказывает Джинн “крестный отец” команды Blockheadz, - На тренировках мы с ребятами много общались: чему-то мы их научили, что-то они нам дали. Одна из наших школ работает на базе детского дома для трудных подростков. Два с половиной месяца они у меня тренировались и выступили с потрясающим номером в детском доме. Произвели настоящий фурор. У ребят еще больше желания появилось расти в брейке и заниматься. Недаром говорят, что танец делает музыку видимой”. Джинн в студии не только придумывает шоу, но и объясняет начинающим, как сделать тот или иной элемент и при этом не сломать ногу или руку.

Танцоры досадливо морщатся, когда брейк-данс называют уличным танцем. Действительно, в Европе люди его в театрах давно танцуют, призы на международных фестивалях собирают, а у нас говорят про какие-то мрачные подворотни и спортзалы. “Однажды в Московском Государственном Институте культуры, где я учусь, нужно было сделать показательное выступление, - рассказывает Елизавета, - У нас был педагог, который спросил меня, в каком стиле я буду его исполнять. Я предложила танец в стиле поппинг. Он усмехнулся и спросил меня: “что это такое, “рэп на голове”? Никого не хочу обидеть, но многие педагоги сегодня как были на том примитивном уровне восприятия брейк-данса как субкультуры, так на нем и остались. Танец ведь постоянно развивается, он вышел на качественно новый виток”.

Мы лично убедились в этом, когда в очередной раз побывали на фестивале “Гольфстрим” в Небуге, подзарядившись там энергией кипящей брейк-жизни. Брейк-данс и вообще хип-хоп в целом это молодежная культура, которая, кроме всего прочего, пропагандирует здоровый образ жизни! Он завоевал весь мир. Hадо жить и развивать брейк-данс здесь.



Итоги XI Всероссийского фестиваля “Гольфстрим России – 2011”:

Номинация “Открытие России – 2011” – Командный зачет:

1) Гран-При России (1 место) – команда Soul Rhyme Crew (г. Москва)
2) Лауреат 1-й степени (2 место) – команда Blockheadz (г. Астрахань)
3) Лауреат 2-й степени (3 место) – команда Simple Style Crew (Краснодарский край, Туапсинский район, поселок Джубга)
4) Лучшая шоу-программа – команда Blockheadz

Номинация “Открытие России – 2011”:

Индивидуальный зачет – верхний стиль:

1) Гран-При России (1 место) – Казаков Илья Владимирович (г. Москва)
2) Лауреат 1-й степени (2 место) – Дуров Юрий Юрьевич (Краснодарский край, г. Ейск)


Игорь Шевкун







Читать печатный вариант

Читать анонс на сайте издания "Учительская газета"
  
    ©Профессиональная лига Брейк-данса России 2001-2014
 
Документы
Фото
Видео
СМИ